Подводное братство ……

Время говорят лечит….. и все расставляет по своим местам.
Теперь, когда все закончилось, можно со стороны взглянуть на ситуацию, подвести некий итог, а точнее разобраться в том, что происходило на этом злосчастном карьере под Березино в феврале - марте 2007 года. А произошло нечто большее чем, сухое определение "поисковая операция". Для многих на льду этого злосчастного карьера произошло некое переосмысление ценностей.

Если говорить сухим языком сводок ОСВОДа - пропал Дмитрий Ковальчук, человек влюбленный в подводную охоту, его долго искали,….. нашли ….
А если посмотреть на эту ситуацию внимательней, попытаться разобраться, в том кто утонул, как искали, кто должен был искать, кто и как нашел, то двумя тремя фразами не получается, да и не честно это по отношению ко всем тем, кто помогал, чем мог, кто искренне сопереживал, и, не имея возможности помочь физически, помогал другими способами, а их как, оказалось, было не мало и людей таких тоже было не мало. Но не мало оказалось и других, тех кто, должен был, но не делал, тех, кто мог бы…. но…..

Лед карьера как лакмусовая бумага, где на белом фоне контрастно проявлялись, все больше и больше следы проделанной работы, и человеческие поступки… тоже проявлялись…..


Первое чувство оптимизма от сплоченности всех Белорусских подводников быстро прошло…. Казалось бы, все вокруг все знают, все готовы помочь, но помогают совсем не все. Подвохов у нас в Беларуси много, и на подводных форумах информация обсуждалась, а деньги, почему-то собрали ребята с Российского форума подвохов. Считающих себя "крутыми" драйверов у нас тоже много, а нырять приехали в большей степени "чайники". Если бы не ребята из "НЕПТУНА", которые нашли время, приехали и завершили поиски.
После первых дней поисков, которые хаотично проводились отрядами ОСВОД, МЧС и несколькими любителями из разных клубов, стало ясно, что если не будет четкого плана действий, точной фиксации сделанных работ, взаимодействия профессионалов и любителей то результата не будет. А с наступлением морозов, буквально на второй день поисков карьер начал замерзать, и поиски официальными структурами были вовсе прекращены.
Был бы это просто человек, то на этом бы все и закончилось. Но это был не просто человек, это был человек, у которого нашлись неравнодушные к нему НАСТОЯЩИЕ друзья, которые не опустили руки и не смирились с формулировкой - пропал.
Именно благодаря этим людям Дмитрий был найден.
В тот момент, когда сама природа, казалось бы, вмешивается в процесс и мешает, стало понятно, что искать со льда с одной стороны труднее, нужны квалифицированные водолазы, с другой стороны лед оказался удобной площадкой, с которой можно нырять, а главное четко фиксировать отработанные участки. Но вот кто должен нырять это была самая главная проблема. Те профессионалы, на которых возлагались надежды, не оправдали этих надежд. А дайверов которые могут ходить под лед в нашей стране оказалось совсем мало. Если учесть то, что надо было нырять не просто под лед на прогулку, а в полную темноту (средняя видимость около 40-50 см), на глубину достигавшую местами 22 метров, температуру в 1.5 -2 градуса, то, что дайвер должен выполнять работу, не говоря уже про психологический момент… и все же такие люди нашлись.


Обсуждение плана


Подготовка

Точное место, где надо искать не мог указать ни кто, поэтому было решено тотально прочесать весь карьер, но начинать поиск с предполагаемого пути возвращения Дмитрия на берег. А для этого нужен был четкий план действий и координация всех участников поисков, как официальных структур, так и любителей. Этот план пришлось вырабатывать на ходу исходя из сложившейся ситуации.
Карты водоема не было, ее пришлось сделать, причем довольно точно с привязкой по GPS и разбивкой по квадратам, с промером глубин в каждом квадрате. И именно с этого момента поиски превратились из хаотичных не привязанных ни к чему "дерганий" в четкую работу, которая, в конечном счете, дала результат.


карта места поиска с привязкой майн по GPS. Зеленый флажок - штаб и место сбора поисковиков

Исходя из показаний очевидцев, о месте последнего контакта с Димой, о том, как он любил нырять, о том что "разгрузился" для глубоких "заныров", о том, где искали в первые дни, было принято решение первым проверить место последнего контакта с Димой. Через это место и проходил первый ряд квадратов поиска по предложенному плану. Это был самый глубокий участок карьера, местами до 22 метров.


План поиска предполагал поэтапное, последовательное обследование всей акватории карьера, четкой привязки к карте каждого квадрата обследования, выявления опасных мест, как корчи, брошенные сети, завалы деревьев и затопленные объекты. Суть метода поиска состояла в том, что в каждом квадрате (10Х20м) резались по углам майны, в них параллельно по двум сторонам протягивались веревки.


(фиксация веревки на льду - майна - спуск веревки на дно- фиксация веревки грузом - протяжка веревки по дну под следующую майну - фиксация грузом - подъем веревки наверх в майну - фиксация на льду) таким образом, получались две параллельные направляющие (рельсы - как мы их прозвали), которые четко определяли границы исследуемого квадрата, между этими направляющими (рельсами) прокладывался ходовой конец, фиксируемый на направляющих с помощью карабинов (шпалы).

Для прокладки ходовиков не обязательно было погружатся под лед. Использование 50-ти метровых альпинистских веревок, спортивных гантелей и народной смекалки позволило все подготовительные работы проводить сверху. От майны к майне через 30-40 см резались отверстия, через них подо льдом протягивалась направляющая (рельса), по майнам на веревку продевался груз (через отверстия в гантелях и блинах от штанг) после этого все вертикально опускалось на дно. Передвижной ходовик (шпала) с карабинами так же протягивался по отверстиям перпендикулярно направляющим (рельсам), карабины защелкивались на вертикальных спусковых двух параллелей и сбрасывались вниз.

Дайвер уходил под лед на стандартном сигнальном конце, ориентируясь по спусковому концу погрузившись до нижнего груза, брал в руки карабин лежащий на грузе, перестегивал его через "ухо" гири с вертикали на горизонталь (рельса) и взявшись за ходовой конец, начинал движение к параллельной "рельсе" по ходовику, дойдя до параллели, двигал на метр карабин ходовика по рельсе и возвращался обратно к первой, дойдя обратно опять двигал вперед на метр карабин годовика и опять шел к параллели, так "галсами" между двух направляющих "рельс" прощупывался весь квадрат, если работающий дайвер по какой то причине не проходил полный квадрат, он оставлял карабин ходовика на месте своего последнего "стопа" и поднимался наверх. Следующий дайвер имел возможность продолжать сделанную работу дальше.

Этот способ позволил решить сразу несколько главных проблем:
Четко ориентироваться в пространстве с низкой видимостью.
Позволял более уверенно чувствовать себя под водой дайверов выполнявших спуск.
Быстро и с высокой точностью обследовать довольно большой участок -200 кв. метров. (иногда удавалось проходить на одном баллоне по два квадрата)
Фиксировать все, что находилось в этом квадрате - корчи, сети, затонувшие объекты.
Главное в нем было максимальное обеспечение безопасности тех, кто работал под водой, и четкое исключение проверенной территории из зоны поисков.

На первый взгляд выглядело сложно и вызвало много споров, особенно среди тех, кто привык ходить кругами, но все познается в сравнении. Дабы долго не спорить, разбились на две группы, первая ходила кругами, вторая по квадратам. После первых погружений и сравнения результатов больше ни кто не спорил. Проблемы, по которым стандартный круговой поиск уступал, выявились в работе на дне. Дело в том, что при стандартном круговом способе, которым пользуются спасатели, водолазам приходится ходить по дну в тяжелых ботинках, а дно не асфальт оно заилено, ходить тяжело поднимается сильная муть, скорость проходов низкая, тратится много сил, большой расход воздуха, при средней видимости в 50 см. водолаз вынужден не ходить, а ползать на четвереньках, еще больше зарываясь в грязь, ориентация на дне только по сигналам сверху, высока вероятность запутывания, а главное неточность проходов на практике.

Метод, который стали использовать мы позволял уйти от этих проблем. Дайвер осторожно плыл на ластах по направляющим ходовикам не поднимая муть, и мог реально с помощью фонаря по максиму использовать низкую видимость, сил тратилось гораздо меньше, расход воздуха был меньше, он четко ориентировался в пространстве, сам принимал решение о дальнейшем движении, а самое главное возросла точность поиска и безопасность погружений.
Каждый пройденный квадрат фиксировался на карте с привязкой по GPS , с пометками о ситуации на дне. Это позволило, не боятся перерывов в поисках, ведь те, кто работал на льду, были разбиты на подгруппы, приезжали в разное время после основной работы из Минска, работали вахтовым методом, сменяя друг друга, пристыковываясь по карте к уже проделанной работе, шли дальше.


Параллельно могли работать сразу несколько групп

В каждой подгруппе было разделение обязанностей. Одни режут майны, вторые протягивают ходовики, третьи идут под лед и обеспечивают погружения, пятые обеспечивают базовый лагерь.
Именно стратегия плана позволила с уверенностью исключать проверенные квадраты из зоны поиска , а значит двигаться к цели. Даже если бы поиски затянулись еще больше, и сошел лед, то с помощью GPS можно было бы "привязывать" квадраты буями по открытой воде и продолжать работы. Это был бы вопрос времени.


Лагерь





Очаг


Решение вопроса грузов


Обед


Сверка карты

Параллельно поискам по размеченным квадратам, проводились погружения на отдельных вероятных участках, в том числе и на поиск баржи, ведь точного ее расположения никто не знал. Так работая по четким квадратам были обозначены точные контуры этой злополучной баржи, ее расположение, глубина залегания и ее размеры.
Это в свою очередь помогло решить задачу ребятам из "Нептуна". Почему эту задачу не решили до них, тому есть несколько причин.
Из любителей некому было туда нырять, просто некому, это стало ясно после первых попыток, которые чуть было, не привели к новой трагедии. После чего было принято решение, сократить количество лиц, совершавших спуски, а их и так было очень мало. Квадраты, в которых находилась баржа, были закрыты для спусков "любителей".
Водолазы из ОСВОДА отказались идти туда, и это, по крайней мере, было честно с их стороны, имею в виду, то, что они об этом сказали, а не сделали вид что пошли. Водолазы спец. отряда МЧС ходили, но не смогли обнаружить. Почему не смогли это тоже вопрос, на который однозначно не ответишь, отчасти из-за метода поиска и конфигурации снаряжения. Говорить о том, что в ОСВОД и МЧС нет опытных водолазов, было бы не верно. Профессионалов в этих структурах много, опыта им не занимать, мужики суровой закалки, а вот снаряжение которым они пользуются и методика поиска требует доработки






Попытки нырять на эту баржу предпринимались несколько раз, но не принесли результата по разным причинам. Первый кто нырял на эту злополучную баржу был подводный охотник, который якобы знал ее и вызвался помочь, но результат оказался отрицательным, более того он сказал, что там все "чисто". Однако, исходя из того как, он совершал погружения, стало ясно, что с полной уверенностью исключить это место нельзя. После него на баржу совершалось еще несколько заходов, в том числе и спецами МЧС, но все безрезультатно. Ситуация под водой осложнялась завалами вокруг баржи всевозможными посторонними предметами. Там кругом валялись куски железа, арматура, троса, со стороны берега лежали упавшие деревья. Учитывая сложность этого объекта, он был зафиксирован на карте как опасный, полностью не обследованный участок, который требует более тщательного осмотра специалистами с серьезной подводной квалификацией.
Именно по причине сложности объекта, не возможности его досконально проверить, отсутствием опытных технически оснащенных специалистов и обратились за помощью к Россиянам, спасибо им огромное за помощь. Вот где пример солидарности и подводного братства. Ребята, приехавшие из Москвы, это классная команда "технарей" и настоящих мужиков, которые бескорыстно прибыли за столько километров, в такую дыру, бросили свои дела, и прямо с колес проехав от Москвы на своих авто включились в работу и до темна, пахали бок о бок, со всеми остальными участниками помогая, друг другу, причем без ложных амбиций по "крутизне". И то, что эта работа принесла, результаты совсем не случайность, как хотят представить некоторые чиновники. Это закономерный результат адской, кропотливой и опасной работы, которую полтора месяца изо дня в день делали десятки любителей, как под водой, так и над ней, подготавливая квадраты, обеспечивая тепло и питание в лагере.
Главным стержнем всей поисковой операции был Тимур и его друзья, они дружили с Дмитрием, и все кто принимал участие в поисках, так их и называли -"ТИМУР И ЕГО КАМАНДА"


Тимур Кобрин


Павел Русанов


Валерий Михалевич


Александр Карась

И это на самом деле была КОМАНДА, во многом и для многих эти ребята были примером БЛАГОРОДСТВА, БЕСКОРЫСТИЯ и ЧЕСТИ. Именно благодаря им, их самоотверженности удалось собрать воедино много разных людей, которые даже не знали друг друга, не знали Дмитрия, но приезжали помогать. Операция не прекращалась, ребята работали сменяя друг друга. Кто-то приезжал днем, кто-то вечером, иногда ночью, не смотря ни на что, на очень тяжелые условия погружений, на погодные условия, на отсутствие финансирования, на безразличие многих…..
Именно "ТИМУР И ЕГО КАМАНДА" своим примером, поддерживали огонь веры в то, что все будет не зря, что есть такое понятие ДРУЖБА. Огонь в прямом и в переносном смысле этого слова, так как в лагере день и ночь горел костер.


Ночной дозор


Артур Ещенко

Постоянно нужна была горячая вода, для оттаивания замерзающих регуляторов, околевших рук, просто горячий чай, как бы не банально это звучало сейчас, а людей было не мало, их еще надо было чем-то кормить.
Нужно было резать майны, размечать квадраты, протягивать в ледяной воде руками подо льдом веревки, развешивать грузы. Надо было где-то переодеваться водолазам, нужны были тепловые пушки, генераторы, свет, так как спуски проводились и в темное время суток. Все это и многое другое, всего ведь не перечислишь, обеспечивала команда Тимура.





Знаменитый " Тимуровский" костер согревал и кормил всех.

По оснащению лагерь стал напоминать некую профессиональную экспедицию. Приезжавшие "официальные спецы" не могли поверить, что любители могут так само - организоваться.



Была развернута большая армейская палатка на утеплителе со светом и обогревателем, в ней можно было удобно переодеваться и ночевать в морозы, были генераторы для обеспечения энергией, светильники для работы в ночное время, дежурила скорая помощь, и профессиональные врачи, даже несколько раз лагерь был обеспечен горячей кашей из армейской кухни.



Все это и многое другое было организовано за счет личных средств и связей, друзей, знакомых и просто неравнодушных людей.


Андрей Мась


Ночная смена

На момент приезда ребят из Москвы было обследовано 57 квадратов (каждый не менее 200 квадратных метров!), которые перекрывали основную часть водоема, исключив ее из зоны поиска. Оставались локальные участки, для которых нужны были более опытные подводники. А именно затопленная баржа - №1, затопленная баржа - №2, затопленный экскаватор копавший этот гребанный карьер, и часть акватории противоположенного берега от лагеря.



Москвичи привезли с собой спец. технику, сонар бокового обзора, с компьютерным обеспечением, на который возлагались большие надежды.






С его помощью планировалось просканировать всю акваторию карьера, и по выявленным подозрительным участкам, пустить водолазов. Но что бы использовать этот прибор в данных условиях со льда потребовалось экспериментировать на ходу.






Команда разделилась на три группы. Первая людей обеспечивала работы по протяжке сонара подо льдом, что в свою очередь потребовало достаточно много сил, а две группы дайверов продолжали поисковые работы по квадратам. Белорусы работали по дальним от лагеря квадратам, где лед уже был тонким, нужно было спешить их "закрывать", так как участились провалы под лед.





Самые крайние майны у выхода в русло Березины, лед уже был рыхлым и ненадежным

Москвичи работали в квадратах, на которых была обозначена баржа, переделывая и доделывая работу МЧС и ОСВОДа. И переделали они эту работу очень грамотно, скрупулезно прочесывая метр за метром этот опасный участок.


Майна над баржей



Уже на второй день работ тело Дмитрия было обнаружено под баржей. Что это случайность? Нет, это не случайность это называется ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. И как бы не пытались некоторые "специалисты" представить ситуацию в своем свете, утверждая, что тело Дмитрия было найдено с помощью приборов и чуть ли не случайно, это не так. Диму обнаружил не прибор, а Александр Световидов, во время планового погружения, добросовестно просматривая каждый метр баржи.


Александр Световидов


Андрей Родионов


Александр Шапочкин (слева)


Валерий Мухин


Алексей Ястребов

Людей, которые принимали участие в поисках было очень много. Всех назвать не возможно, многие остались не знакомыми, но хочется особо выделить тех, чей вклад был очень важным и значимым.
"Тимур и его команда"
Тимур Кобрин, Валерий Михалевич, Александр Карась, Павел Русанов.

Команда "Нептун" - Андрей Родионов, Александр Световидов, Валерий Мухин, Алексей Ястребов, Александр Шапочкин

Те, кто готовил майны, ходил под лед, обеспечивал спуски и многое другое - Артур Ещенко, Борис Туровец, Андрей Грядунов, Андрей Смирнов, Александр Батычко, Виктор Ермолинский,Андрей Мазь, Владимир Иванов, Андрей Василевский и многие другие….
Незнакомые ребята с форума рыбаков - Сергей, Григорий (веревки, карабины), незнакомая девушка с форума альпинистов (веревки и карабины), незнакомые ребята с форума подвохов из России - (собравшие деньги)
Всем вам, и всем кто был причастен к поискам - ОГРОМНОЕ СПАСИБО




Андрей Грядунов


Борис Туровец


Андрей Лихачев


Андрей Смирнов


Александр Батычко


Юрий Ситник


Константин Федоренко


Дмитрий Сериков

Что бы, не писали СМИ, ссылаясь на "авторитетные" источники, реальность такова. - Основную работу по поиску проводили дайверы любители, причем некоторые из них получили свое первое подледное "крещение" прямо там на карьере. То, что было сделано ОСВОДом и МЧС было переделано заново… и есть на это карта выполненных работ, с отметками в каждом квадрате имен тех, кто этот квадрат "делал". Общее количество проверенных квадратов - 62, каждый из которых минимум 200 кв. метров, некоторые достигали 250 - 300 кв. метров. Всего было проверено более 12 000 тысяч кв. метров под водой, каждый из которых прощупан руками. Более 80 погружений под лед, при сложных условиях, огромное количество вырезанных майн, это сотни метров веревок, которые надо было тянуть подо льдом, почти полтора месяца тяжелой кропотливой работы, работы которую кому-то надо было делать.
Сегодня можно смело сказать, что эта поисковая операция была БЕСПРЕТЕНДЕНТНОЙ по своим масштабам, по условиям, по взаимодействию разных "структур", по обеспечению, и по опыту, полученному в результате ее проведения.
Конечно, было много ошибок, некоторые могли закончиться печально, но это сейчас легко рассуждать, когда все прошло, а тогда на философские разговоры просто времени не было. Да, и как говорят, не ошибается тот, кто ни чего не делает. И ребята брали и делали, были такие, которые сделали по 18 квадратов, каждый из которых минимум 200 кв. метров! Главное что все это было не зря. И выводы из этого всего тоже будут не зря. И опыт, полученный в процессе работ тоже не зря. Жаль только, повод для всего этого был печальный.


В последний день поисков
Это здорово как бы не было так печально. Здорово, что есть люди не равнодушные, здорово, что есть БРАТСТВО дайверов и подвохов вне зависимости от систем, клубов и стран.

Лихачев Андрей


22.01.2008.



Новости
дайвинг-центра Морской Пегас:



Партнер
Divers.by:

khobnia.com
www.seapegas.com - Дайв-клуб Морской Пегас
Дайвинг - рейтинг DIVEtop RATING ALL.BY