Тонкое искусство остановок

Некоторые аквалангисты делают остановки, некоторые - нет. Те, которые не могут не перестраховываться, и те, которые могут получать от этого удовольствие. Джон Лиддьярд изучает тех, кто делает декомпрессионные остановки и тех, кто нет.

Иногда я поражаюсь, что определенного рода аквалангисты не заболевают кессонной болезнью. Взять, к примеру, мое первое погружение на Атолл Бикини. Бот был оснащен трехуровневой трапецией для декомпрессии c параллельными планками на 9, 6 и 3 метрах и регуляторами с поджидающей декосмесью на 6-метровой и 3-метровой планках.

В целом, едва ли можно заполучить лучшую установку для осуществления расширенных декоостановок. Так что же меня поразило?

То, что некоторые аквалангисты никогда прежде не совершали настоящих погружений с остановками. Хоть все они и говорили, что делали. Они, возможно, лишь "ползали" вдоль безопасной зоны со своими подводными компьютерами и следили за движением графика на экране, совершая многоуровневое погружение на Караибской дамбе, но делали ли они действительно настоящие декоостановки? Они не были неопытными аквалангистами, но мысль всплытия спокойным ходом и опора для удержания на каждой остановочной глубине были чужды им.

Это не было включено в их подготовку. Они даже никогда не наблюдали за кем-нибудь, кто делал это. Они никогда не погружались вместе с другими аквалангистами, которые были бы в курсе этих вещей. И естественно, что они никогда не совершали этого сами. 

Трапеция превратилась в детскую площадку. Они остановились на 9 метрах и начали выписывать петли Нестерова и "рисовать" восьмерки между планками. Забавно, что все они пережили это без каких-либо последствий. А после небольшого совета они вели себя более грамотно в последующем погружении.

В других случаях я наблюдал, как аквалангисты все делали правильно, вели себя довольно предусмотрительно и заканчивали кессонной болезнью. Некоторые могут иметь предрасположенности (например, рубцы на сердце), а некоторые нет. Это и есть главная вещь в декомпрессионной болезни. Здесь нет никакой справедливости. Неважно насколько все хорошо вы делаете, всегда есть вероятность, что это может произойти. Это просто одна из тех опасностей, что преследуют нас в каждом одиночном погружении. 

 Аквалангист, висящий на буе.

На декотрапеции - аквалангист справа использует поданный с поверхности декогаз.

Сейчас я хочу вам рассказать о признаках, последствиях и последующем лечении. Хотя это занятие больше подходит для врачей. Я не буду утверждать, что любая последовательность действий полностью устранит опасность, т.к. очевидно, что это ввело бы вас в заблуждение. То, о чем написано ниже, может хорошо послужить вам для планирования и выполнения декопогружений.

Легко привыкнуть задавать пару минут на декомпрессию без настоящего планирования на подводном компьютере. Затем эта привычка становится нормой, прежде чем вы начинаете делать получасовые или более долгие остановки на декомпрессию, используя тот же самый подход.

В какой-нибудь точке предел допустимой опасности может быть пропущен. Пропуск минуты декомпрессии вряд ли будет иметь серьезные последствия для вас, однако 60 минут могут обернуться очень страшными последствиями.

Главная вещь, которую нужно помнить в каждом декопогружении, - это присутствие возможной надголовной среды. Внутри пещеры или крушения - это камни или конструкции, которые непосредственно препятствуют вашему всплытию. В декопогружении - это физиология аквалангиста, которая не позволяет ему сделать то же самое, когда что-то идет не так.

Все сводится к оценке опасности и планированию непредвиденных обстоятельств, о чем я, кажется, упоминаю каждый раз, когда пишу подобную статью. Какие опасности допустимы и какие обстоятельства должны быть предвидены, вы должны решить самостоятельно. И что бы вы ни решили, по крайней мере, вы задумаетесь о том, что для вас будет приемлемо.

Не иметь достаточного объема газа для завершения необходимой декомпрессии - просто недопустимо. Так что начните с газовой смеси. Измерьте объем дыхания за минуту и используйте его для вычисления необходимого вам объема газа для погружения.

Обязательно продумайте все возможные непредвиденные обстоятельства. Что будет, если погружение будет немного глубже или дольше? Что будет, если откажет регулятор? Что будет, если погружение пойдет труднее, чем ожидалось, или если потребуется больший объем газа?

Правило третей пещерников является разумной отправной точкой для подобных расчетов, однако оно не является истиной в последней инстанции. Если вы начинаете расчет подробной последовательности погружения и просчет всех непредвиденных обстоятельств, то вы столкнетесь с ситуацией, где одна треть запаса закончится еще под водой, когда будет сделан последний вдох из баллона.

Составив таким образом основной план, переходите к работе над возвращением и рассчитайте, при каком давлении в баллоне нужно будет начать всплытие, учитывая различные непредвиденные обстоятельства.

Всплытие должно начаться тогда, когда одно из следующих условий будет выполнено: достигнуто донное время или давление в баллоне подойдет к своему пороговому уровню.

Когда вы используете подводный компьютер с таблицами в качестве подстраховки, те же вычисления сводятся к тому, сколько минут декомпрессии компьютеру можно будет спокойно работать.

Некоторые аквалангисты могут поспорить насчет этого, однако это позволяет увеличивать донное время вне зависимости от основного плана, если запас в порядке и накопленные остановки продлились необходимое количество времени. Естественно, тут есть своя опасность - если подводный компьютер выйдет из строя, когда донное время будет увеличено, табличное расписание потеряет всякий смысл.

Одной из забавных вещей в планировании непредвиденных обстоятельств является то, что некоторые сценарии, такие как отказ регулятора, по привычке планируются тогда, когда другие сценарии на деле были проигнорированы. Сколько аквалангистов носят запасную маску на случай поломки или потери основной? Лично я не делаю этого, но некоторые делают.

Правило третей

Правило третей пришло из пещерного дайвинга, где аквалангист не имеет возможности простого всплытия, если что-то идет не так. Оно основывается на планировании использования газа: 1/3 - туда, 1/3 - обратно и 1/3 - запас.

Это необходимо для того, чтобы в любой точке погружения в случае отказа регулятора на одном баллоне в другом баллоне газа хватило бы для возвращения назад.

Аквалангисты открытой воды обычно допускают 2/3 объема газа на погружения и держат 1/3 в запасе. Для погружений, включающих долгие декоостановки, такого объема газа может и не хватить.

 
К тому же есть некоторые вещи, при которых позволить себе запаску является делом практически невыполнимым. Что будет, если застежка сухого гидрокостюма сломается? Компенсатор или крыло должны будут тогда иметь достаточную плавучесть для уравновешивания, однако это не спасет вас от низкой температуры воды.

Некоторые вещи уже так избиты, что мы едва думаем о них, как о последствиях анализа опасностей. Всплытие в морской воде без ориентира обладает двумя опасностями: трудностью в поддержании точного контроля над скоростью всплытия и глубиной, а также возможным отклонением от курса.

Простой спасательный буй разрешает обе проблемы и является на данное время рекомендуемым способом всплытия для большинства погружений, включая среднее количество декомпрессий.

Хотя тут есть исключения. Поскольку аквалангистов может снести течением в сторону опасности, может быть предпочтительнее всплывать и декомпрессироваться на страховочном конце. А если декоостановки будут слишком долгими, то для руководителя группы может быть легче, когда аквалангисты будут делать их на трапеции.

 

В обоих способах требуется надежная навигация для возвращения на место погружения, включая, возможно, использование катушки и веревки расстояния на морском дне.

Держась за страховочный конец в условиях течения, у аквалангиста могут появиться боли в руках. Последний раз я оказался в такой ситуации, когда мой бадди вывихнул себе плечо.
Вместо того, чтобы крепко держаться одной рукой, я предпочел свободно держаться обеими руками, позволяя им свободнее двигаться, а оставаться напряженными и неподвижными. Я часто прибегаю к такой технике, чтобы во время остановки достичь равновесия, держась за катушку буя.
Однако страховочный конец может и не выдержать больше двух аквалангистов. Выходом из такой ситуации может послужить веревка-зацепка, имеющая, как правило, длину 2 метра, петлю на одном конце и карабин на другом. На остановочной глубине конец с петлей оборачивается вокруг страховочного конца, а другой конец пропускается через нее, так что веревка-зацепка крепко стягивает страховочный конец. После чего карабин пристегивается к подвеске аквалангиста, так что он может висеть на страховочном конце без помощи рук и опасности вывиха плеча.

22 главных совета для декомпрессирующихся аквалангистов

Подготовка

 Удостоверьтесь, что вы правильно распределили веса. У вас должна быть нейтральная плавучесть на 3 метрах с почти пустыми баллонами.
 Потренируйтесь на мелководье.
 Составьте свой план декомпрессий, даже если погружаетесь с компьютером. Включите глубоководные остановки.
 Предусмотрите непредвиденные обстоятельства: вдруг глубже, дольше, тяжелее или отказ снаряжения.
 Рассчитайте свою потребность в газе. Удостоверьтесь, что его хватит даже в непредвиденном случае. За основу можно взять правило третей.

Перед погружением

 Выпейте должное количество воды. Чтобы Вы не делали, не начинайте с похмелья.
 Проверьте, что все работает.
 Проверьте весь ваш газ вопреки плану и то, что у вас правильные смеси.

Во время погружения

 Следите за газом, глубиной и временем вопреки плану. Будьте готовы начать всплытие.
 Любой аквалангист может принять решение прекратить погружение.
 Если что-то вдруг пойдет неправильно: остановитесь, подумайте и приступите к действию. Не позвольте быстрой панике охватить вас. После этого оцените правильность ваших решений.
 Предусмотрите большое количество времени на всплытие.

При всплытии

 Всплывайте на предписанной скорости. Если вы поздно начали декоостановку, включите вашу задержку в часть крайнего предела времени.
 Делайте глубокие остановки, даже если ваш компьютер не рекомендует их.
 Оставайтесь с нейтральной плавучестью или просто немного отрицательной на каждой остановке.
 Наблюдайте за остановочной глубиной. Не идите на меньшую глубину. Но будьте осторожны, что на большей глубине вы можете не соответствующим образом сделать декомпрессию.
 Сохраняйте в воде горизонтальное положение.
 Сохраняйте спокойное положение. Вам нужно сохранять циркуляцию крови без увеличения количества пузырьков.

После погружения
 Если у вас осталось много декосмеси, сохраните ее, пока ожидаете прибытия бота, чтобы подобрать вас, а также несколько минут после подъема на бот.
 Не допускайте обезвоживания.
 Избегайте напряженной работы.
 Проверьте себя и вашего бадди на признаки декомпрессионной болезни.


Веревки-зацепки дают аквалангистам некоторое пространство для движений, однако они также могут не выдержать. Декомпрессионная трапеция состоит из одной или более горизонтальных планок, находящихся на остановочных глубинах между двумя буями. В начале погружения один конец трапеции крепится за страховочный конец с утяжеленной смещаемой веревкой, что необходимо для того, чтобы она всегда находилась глубже трапеции.

В водном течении трапеция может быть отсоединена от страховочного конца, чтобы свободно болтаться. Однако это порождает другую проблему. Как узнает последний аквалангист, зацепившийся за трапецию, что он - последний - и что трапеция может быть установлена по течению?

Последние два аквалангиста могут начать свое погружение достаточно поздно, чтобы остальные были уже на трапеции в то время, когда они схватят смещаемую веревку. Однако что случится, начав они всплывать раньше запланированного?

Другой способ заключается в том, чтобы каждый аквалангист отметил на несмываемой дощечке свое имя или имел собственную метку, которую бы он прикреплял за смещаемую веревку при погружении и отцеплял ее при всплытии. Однако иногда аквалангисты забывают отцеплять свои метки.

Аквалангисты также могут согласовывать время, через которое они в любом случае отцепят смещаемую веревку. Поскольку они будут уже на более мелкой глубине по сравнению с главным креплением, связывающим веревку со страховочным концом, и, вероятно, не захотят более погружаться, решением станет наличие второго крепления, которое сможет отсоединить смещаемую веревку от нижней перекладины трапеции.

На практике сочетание этих способов помогает справляться с большинством непредвиденных обстоятельств, хотя в действительно серьезном расписании декомпрессии отсоединение смещающейся веревки может быть выполнено страхующим аквалангистом.

Трапеция же предлагает следующие преимущества. Когда все аквалангисты находятся в одном месте, они могут легко выручить друг друга в случае чего. Бот может находиться в близком расстоянии от трапеции и охранять ее от других ботов, которые могут подойти слишком близко к ней.

Легче также и предоставлять дополнительные меры безопасности типа запасных баллонов на трапеции или даже газ для декомпрессии.

Включение нескольких более глубоких остановок до совершения регулярных остановок может значительно снизить опасность декомпрессионной болезни.

Большинство моделей декомпрессии основываются на серии тканевых секций, в или из которых выходят газы. Один способ совершения глубоководных остановок заключается в том, чтобы уменьшить наклон, при котором газ выйдет в соответствии с "факторами наклона". Если вас зовут не Эйнштейн, то сами вы с этим не справитесь, однако это может сделать за вас подводный компьютер ли компьютерная программа планирования погружения.

Другой способ совершения глубоководных остановок, который также предписывает использование компьютера, заключается в том, чтобы следить за образованием пузырьков. Способ применяется либо как единственное средство моделирования декомпрессии, либо в добавление к более традиционной модели тканевых секций.

Единственный способ, который аквалангисты могут легко запомнить, обычно называется остановками Пила. Этот способ назван в честь аквалангиста, который придумал это правило для примерных расчетов: поднимайтесь на полпути к первой намеченной остановке и ждите две минуты; повторяйте это, пока расстояние до первой намеченной остановки не меньше чем 10 метров.

Этот способ совершенно произволен, однако он уже долго работает и имеет преимущество, являясь системой, которая может сработать в вашей голове.

05.04.2004/ Британский журнал "Дайвер", ноябрь 2003 года. Автор - Джон Лиддьярд. 

По материалам сайтов
Подготовил Арсений Иванов



Новости
дайвинг-центра Морской Пегас:



Партнер
Divers.by:

khobnia.com
www.seapegas.com - Дайв-клуб Морской Пегас
Дайвинг - рейтинг DIVEtop RATING ALL.BY