Подводная фотография Алекса Мастерда

Подводный мир для многих из нас является таинственным местом. Мы плаваем по его краю, но редко отваживаемся нырнуть глубже. Мы лишь скользим взглядом по неясным очертаниям того, что в глубине — странного мира воды, который покрывает большую часть нашей планеты и является домом для большинства животных, — в котором зародилась жизнь. Подводная фотография выходит за обычные границы, и хорошая подводная фотография, как и любая хорошая фотография, является чем-то большим, чем просто упражнением в фотосъемке. Она позволяет заглянуть в этот загадочный мир, вызывая чувство удивления и желание еще глубже погрузиться в него. Алекс Мастерд делает отличные подводные фотографии, они вызывают желания стряхнуть пыль с водолазной маски и одеть гидрокостюм.

Когда Вы начали заниматься подводной фотографией?

Я вообще не помню, чтобы я фотографировал на суше, до последнего времени, я уверен, что мои первые фотографии были сделаны под водой. Когда я был ребенком, я был помешан на сноркелинге, но остальные члены семьи терпеть не могли воду. Когда мне исполнилось 9 лет, отец принес мне простой водонепроницаемый фотоаппарат для пленки типа 110. Тогда я знал название каждой рыбы в море и мог часами находиться в воде. Я возвращался домой с каникул с черной спиной и полностью белым животом. Мои фотографии были невысокого качества, но я получал огромное удовольствие от самой съемки. Долгое время я был увлеченным фотографом-любителем и очень гордился этим. Любительская съемка позволяет воплощать в фотографии свои идеи и экспериментировать гораздо больше, чем профессиональная. Желание творить у профессионалов часто идет вразрез с необходимостью делать фотографии, которые будут продаваться. Занимаясь любительской фотосъемкой, я имел возможность играть со светом под водой и воплощать множество других идей. Это также позволило мне выработать свой собственный стиль и снимать, не ограничиваясь жесткими временными рамками. Впоследствии, когда я стал профессионалом, люди обращались ко мне потому, что им были нужны необычные и оригинальные снимки, а я был известен как автор именно таких фотографий. Таким образом, заслужив репутацию не такого, как все фотографа, меня уже сами клиенты поощряли быть креативным.

Подводная фотография является чем-то неизведанным для многих фотографов, могли бы Вы дать несколько советов тем, кто хочет попробовать свои силы в этом?

Прежде чем начать заниматься подводной фотографией, необходимо стать опытным ныряльщиком и чувствовать себя абсолютно свободно под водой. Если вы планируете съемки во время скуба-дайвинга, сначала научитесь хорошо нырять, прежде чем брать с собой камеру. Если у вас уже есть основные навыки, тогда перед вами открываются фантастические перспективы подводной фотографии. Это совсем другой мир, с другими предметами и освещением. Более того, вы можете двигаться в трех измерениях. Представьте, как изменилась бы ваша фотография на суше, если бы вы могли летать! Снимать под водой несложно, но ограничения при съемке в мутной, ослабляющей насыщенность цвета среде, диктуют свои строгие правила. Основное правило подводной съемки – максимальное приближение к объекту. Чем меньше толща воды между камерой и объектом, тем меньше проблем у вас может возникнуть. Технически существуют три типа подводной фотографии: 1) со вспышкой, 2) с рассеянным светом, 3) с комбинированным освещением (1 и 2). Если вы научитесь подбирать и правильно использовать освещение, вы сможете делать любые фотографии. Многие начинают с того, что снимают объекты со вспышкой с близкого расстояния. Однако начинать с широкоугольной съемки с рассеянным освещением, например, обломков корабля или панорамы морской жизни может быть даже легче, при условии правильного подбора объектива. И, конечно, стоит использовать цифровую камеру. Она позволяет сразу видеть результат, что помогает отточить ваше мастерство гораздо быстрее.

Когда вы фотографируете где-нибудь на рифах у черта на куличках, вы гораздо уязвимее, чем фотографы, снимающие дикую природу на суше. Бывали ли у вас ситуации, когда было действительно страшно, может быть, сталкивались с большой белой акулой?

И да, и нет. Конечно, иногда под водой я встречал довольно больших существ, и временами бывало страшно. У меня есть прекрасное видео, где я свободно плаваю рядом с пятиметровой тигровой акулой. Такие кадры хороши для того, чтобы похвастаться перед друзьями в баре. На самом деле ситуации редко бывают опасными, просто иногда бывает страшно. Это как бродить по заброшенному дому ночью, вам страшно, но это не опасно. Самое главное при работе с большими животными – это соблюсти все предосторожности, чтобы минимизировать риск. Это даже хорошо, что вам страшно. Если ситуация становится действительно опасной, то лучше отказаться от намеченного. Моя склонность к осторожности является наилучшей тактикой. В океане много потенциально опасных  животных, но очень мало из них могут быть агрессивными. Они могут жалить и кусать, использовать яд и токсины для своей защиты, но если их не трогать, они не тронут вас. Среди дайверов есть поговорка: «Если что-то двигается настолько медленно, что до него можно дотронуться, не делайте этого. Скорее всего, у него есть причины для такого самоуверенного поведения». Довольно экстремальной была ситуация, когда я был застигнут ураганом 5-й категории «Иван» во время съемок размножения кораллов на Карибских островах в 2004 году.

Многие фотографы, в особенности подводные фотографы, помешаны на аппаратуре, для других же техника является лишь инструментом. К какой категории фотографов принадлежите вы?

Снаряжение играет важную роль в подводных съемках. Без хорошей оптики, подобающего освещения и подводных боксов снимать нельзя. Говорят, что когда встречаются критики искусства, они обсуждают искусство, а когда встречаются художники, они обсуждают кисти. Мне кажется, что слишком многие люди из мира фотографии считают, что именно мегапиксели, а не хорошее освещение и великолепный объект, делают снимок потрясающим. Разумный баланс в том, чтобы быть достаточно компетентным в подборе оборудования, чтобы быть уверенным, что у вас есть все необходимое для съемки, но не интересоваться аппаратурой только ради аппаратуры. Единственное, что меня отличает от других подводных фотографов – это количество объективов, которые я использую. Я всегда ищу новую оптику, которая помогает мне создавать новые снимки. Частично это обусловлено требованием создания больших портфолио, необходимых для книг. С помощью различных объективов можно создавать визуальные различия, которые им нужны. Аппаратура вызывает у меня живой интерес лишь тогда, когда с ее помощью я могу существенно расширить рамки обычной съемки. Например, несколько лет назад я изобрел Волшебный фильтр. Это произвело революцию в подводных съемках с естественным освещением и позволило снимать панорамные фото в полном цвете, в то время как раньше, до использования фильтра, подобные снимки были окрашены в голубые тона. Вот это пример идеального снаряжения, это подытоживает все сказанное о моем отношении к оборудованию.

Вы много путешествуете во время съемок, и я уверен, вы бывали в разных удивительных местах, но какое ваше любимое место и почему?

Как и большинство фотографов, меня больше интересует будущее, чем прошлое. Самое интересное место для меня это то, куда я поеду в следующий раз. В январе я собираюсь в США и Мексику; сначала снимать морских коров во Флориде, а потом на далекие острова архипелага Ревилья-Хихедо в восточной части Тихого океана — фотографировать скатов мант и других больших океанических животных. Когда планы на следующее путешествие звучат настолько заманчиво, будущее не может не волновать. Мне очень нравятся все мои поездки, связанные с подводной фотосъемкой. Но что парадоксально – в действительности я не люблю находиться вдали от дома.

Перевод  Smart girl, специально для divers.by

источник — http://www.photographysites.com/articles/news/120/ARTICLE/1111/2008-01-16.html