Данные по крушению «Тистлегорм»

Данные по крушению
Тип крушения: торговый корабль.
Страна: Британия.
Год постройки: 1940.
Тоннаж: 9009 тонн.
Дата затопления: 6.10.1940.
Причина затопления: нападение с воздуха.
Место нахождения: пролив Gubal между рифом Sha`ab Ali и Синайским побережьем.
Расстояние до берега: около 18 миль.
Минимальная глубина: 18 метров.
Максимальная глубина: 31 метров.

Грузовое судно «Тистлегорм»

Рассказ капитана Энгус Маклей

«…Я был полусонный, когда почувствовал ужасный грохот и услышал крик старшего матроса на палубе. Было темно. Я никак не мог найти свою одежду и поднялся на палубу в одном спасательном жилете.Вокруг меня было адское пламя и вспышки, путь к спасательным шлюпкам был блокирован. В тот момент я подумал, что лучший способ спастись — прыгнуть в воду. Я бросился к борту.

Уже приготовившись прыгнуть, я повернулся и увидел одного из артиллеристов, лежащего без сознания и охваченного пламенем. Я побежал к нему по палубе, покрытой мелкими осколками стекла.

Взвалив раненого на плечи, я попытался пересечь горящую палубу и добраться до спасательной шлюпки. Вдруг я услышал, что меня кто-то зовет. Я увидел Джона Дэга, второго капитана, который спешил к нам на помощь с другими моряками. С их помощью нам удалось попасть в шлюпку».

Так описывает события, происшедшие после взрыва на борту британского грузового судна «Тистлегорм», помощник капитана Энгус Маклей.

О судне

«Тистлегорм», что в переводе с гальского означает»Голубой чертополох», был спущен на воду 9 апреля 1940 года в Сандер-лэнде, Англия. Его длина составляла 126 м, а грузоподъемность — 5000 т, скорость — 10,5 узлов. Использовались паровые котлы на угольном топливе. Построенный на корабельных верфях «Томпсон и сыновья», корабль был приобретен компанией «Албин Лайн ЛТД».

Судно было зарегистрировано страховым агентством «Ллойд» как одно из ста первоклассных судов. По причине военного времени корабль был оснащен пушкой калибра 350 мм, зенитной пушкой и тяжелым пулеметом.

Первое плавание судно совершило к берегам Северной Америки с грузом запасных деталей для самолетов. Второй рейс был к берегам Индии, а третий — в Аргентину.

Четвертое задание оказалось для «Тистлегорма» трагическим и последним. В листке назначения значилось Красное море. Выйдя в первую неделю сентября из Глазго, после короткой остановки в Кейп-Тауне для пополнения запасов угля, «Тистлегорм» взял курс на северо-восток. Проплыв все Красное море, корабль достиг пролива Гобал, где в 1 час 30 минут ночи в октябре 1941 г был атакован тяжелым немецким бомбардировщикам и затонул.

Драматические события, произошедшие на «Тистлегорме», были очень живо описаны Гарри Бансалом, старшиной третьего машинного отделения.

«Джек Блэйер, старший инженер, был в одной из спасательных шлюпок. Взгляд его был прикован к огромному костру, в который превратился корабль. Ящики с боеприпасами и гранатами взрывались как фейерверки. Огромные языки пламени вздымались в небо, освещая застывшие лица моряков.

Свет от пламени превратил ночь в день, и «Тистлегорм» был отчетливо виден. Он был буквально разорван взрывом на две части и быстро тонул. Из команды погибли пять артиллеристов и четыре матроса».
«Тистлегорм» был атакован эскадрильей тяжелых немецких бомбардировщиков «Хенькель 111», базировавшейся на острове Крит и проводившей военные действия вдоль Синайского побережья.

Проведя световую атаку, немецким пилотам не составило труда найти цель, так как весь караван, состоявший приблизительно из 20 судов, стоял достаточно скученно. Летчики выбрали для атаки тот корабль, который, судя по виду, вез самое большое количество грузов. Зенитчики «Тистлегорма» даже не успели зарядить пушку к тому моменту, когда первые бомбы упали на палубу в зоне трюма №4. Немецкие летчики не имели представления, насколько был важен груз судна.

Тистлегорм» — новейший из кораблей компании «Албин Лайн» — вез боеприпасы, снаряжение и технику для Восьмой Британской армии, которая в тот момент под командованием Монтгомери вела наступление против войск генерала Роммеля.

На корабле были грузовики «Бедфорд», автомобили «Моррис»», мотоциклы «БСА», огромное количество коробок с винтовками «Лин-Энфилд», запчасти, генераторы, солдатское обмундирование, коробки с медикаментами. Кроме того, в трюмах 3 и 4 находился большой арсенал взрывчатки — противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты.

На палубе корабля стояли два легких танка, четыре железнодорожных вагона и два паровоза. Там же располагались параваны — приспособления в форме торпед, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин. Именно колоссальный объем груза стал причиной того, что судно затонуло так быстро. К тому же взорвавшийся груз в трюме №4 разломил корабль на две части.

В 1956 г. Жак Ив Кусто, совершив погружение на «Тистлегорм», обнаружил корабль практически нетронутым. Все было на своем месте, как будто корабль просто «спал». Благодаря работе команды Кусто мир узнал об обломках затонувшего корабля. И хотя шесть десятков лет, проведенных на дне моря, причинили определенный ущерб, очарование этого огромного судна нисколько не уменьшилось и сегодня.

«Тистлегорм» лежит на территории между рифом Ша’аб Али и западным побережьем Синая к северу от Рас Мохаммед в проливе Гобал. На поверхности воды нет никаких видимых ориентиров, поэтому судно можно найти только с помощью корабельных приборов, но обычно множество катеров с ныряльщиками собираются на рандеву со знаменитым wreck-ом. При погружении спуск и подъем необходимо осуществлять по канату по причине очень сильного и переменчивого течения (на поверхности направление течения одно, а на глубине — противоположное). Судно лежит на глубине примерно 30 метров.

Трудно сказать, сколько погружений нужно совершить, чтобы исследовать корабль полностью. Для простого представления, что такое «Тистлегорм», необходимо совершить хотя бы четыре погружения.
Двигаясь вдоль огромных трюмов к носу корабля, на палубе вы увидите железнодорожные вагоны, в которых находился уголь, а также торпедообразные параваны. В носовой части корабля находятся якоря, цепи и другие сооружения.

Карта крушения

При погружении в носовой трюм (№1) вы увидите ящики с винтовками «Лин-Энфилд», коробки с медикаментами, походные кровати для полевых госпиталей, запчасти для самолетов. Сверху находятся автомобили «Моррис» с запасными шинами по бакам. На некоторых автомобилях еще можно увидеть педали, ветровые стекла, зеркала. К сожалению, большинство деталей с машин снято на сувениры.

В самой глубокой части трюма №2 находятся грузовики, на которых перевозились мотоциклы. Эта часть судна пострадала от мародерства меньше всего вероятно потому, что она наиболее узкая и темная. Над трюмом находятся вагоны с грузом. Из-за их веса главная палуба осела и сильно наклонилась в сторону заднего левого угла.

При погружении необходимо соблюдать все меры предосторожности.
Корма «Тистлегорма» лежит метрах в пятнадцати от остальной части корабля. Здесь вы увидите огромный винт-пропеллер. Очень величественно выглядит сама громадная корма корабля, на которой установлены зенитное и артиллерийское орудия.

Множество обломков корабля, разбросанных взрывом,

лежат на дне в разных направлениях. Среди обломков артиллерии нашли себе пристанище морские обитатели. В почти нетронутом состоянии на дне покоятся два легких танка.

Сразу под главной палубой располагаются каюты артиллеристов, в которые можно попасть через инспекционный люк.

В 20-ти м от корабля лежит небольшой локомотив. Найти его легко. Проплыв несколько метров на запад от места разрыва корпуса корабля со стороны левого борта, вы и увидите паровоз.

Передние буфера, колеса и паровой котел живописно лежат на дне. В паровом котле живут тысячи рыб-стекляшек, соседствующих с морскими окунями, рыбами-крокодилами, крылатками. Особенно много крылаток в трюмах корабля, что необходимо учитывать при погружениях.

Внимание !!!!

На верхней палубе погибшего судна почти всегда «сквозит» сильное течение, поэтому необходима повышенная внимательность и постоянный контроль давления воздуха в Вашем баллоне. Нужно помнить то место, где вы «вышли» на корабль, спускаясь по ходовому тросу, чтобы опознать среди многих других канатов свою «путеводную нить».

По материалам Internet изданий
Подготовил Арсений Иванов