За свою 30-летнюю карьеру в кино Эл Гиддингс стал известен как кинооператор номер один фильмов с подводными съемками . На его счету фильмы «Бездна» (The Deep, 1977), «Никогда не говори никогда» (Never Say Never Again) и «Только для ваших глаз» (For Your Eyes Only), а также несколько документальных фильмов. В 1989 году Гиддингс работал в качестве руководителя подводных съемок в картине «Бездна» (The Abyss, 1989), подводной приключенческой киноэпопеи, которую написал и продюсировал Джеймс Кэмерон. В интервью мы с Гиддингсом обсуждали трудности и сложности, которые возникали во время съемок на глубине 55 футов в резервуаре объемом 7,5 миллионов галлонов воды.
Вопр.: Вы руководили подводными съемками фильма «Бездна» (The Abyss), что входило в ваши обязанности?
Отв.: Я отвечал за съемочную группу и за подводные съемки, конечно. Но наша компания и я были задействованы еще на стадии планирования съемок вместе с Кэмероном.
Вопр.: Я читал, что вы разработали специальное оборудования для съемок в этом фильме.
Отв.: Этот фильм, мне кажется, технически на 10 ступеней выше всего, что когда-либо снималось под водой голливудскими режиссерами. Я думаю, что фильм «Бездна» (The Deep) – на втором месте после «Бездны» Кэмерона по сложности съемок. В фильме «Бездна» (The Abyss) было задействовано самое сложное оборудование для съемок на поверхности, и фильм снимался так, как будто эти съемки проводились в звуковом киносъемочном павильоне.
Вопр.: Журнал «Premiere» назвал съемки этого фильма наиболее изнурительными за последние несколько десятков лет. Вы согласны с таким определением?
Отв.: Мне кажется, еще никогда не было подобных съемок. Физические нагрузки были на самом деле необычайно большими. Представьте, мы использовали 8 000 скуба-баллонов за 12 недель, и опять же, съемки проводились, как в звуковом киносъемочном павильоне. Для этого я разработал и построил что-то вроде подводной заправочной станции, благодаря которой можно было проводить под водой от 4 до 5 часов, погружаясь дважды в день. Таким образом, мы приходили на работу в 8 утра, погружались под воду и начинали рабочий день, занимаясь съемками, устанавливая освещение и т.д., если кислород был на исходе, люди могли заправить баллоны прямо на станции, на глубине 40-50 футов. Таким образом, мы поднимались на поверхность к полудню или в 1:00 дня для того, чтобы пообедать и отдохнуть во время часового перерыва. К работе мы возвращались в 2:00 или в 2:30 пополудни и снова поднимались на поверхность в 5:00, 6:00 или 7:00 вечера.
Вопр.: Были ли у актеров или членов съемочной команды сложности из-за такого длительного пребывания под водой?
Отв.: Давайте сразу определимся, что мы не говорим об актерах. Люди, которым приходилось выносить эти огромные нагрузки, были теми, кто обеспечивал техническую часть съемок и осуществлял сами съемки: я, Кэмерон, осветители, и т.д. А актеры, исполнители главных ролей, опускались под воду и поднимались наверх, соответственно их съемочному графику.
Вопр.: «Бездна» демонстрирует поразительно высокие технологии. До какой степени все эти хитроумные устройства в фильме были подлинными?
Отв.: Шокирующим и в то же время замечательным в «Бездне» было то, что мы действительно проводили съемки под водой, хотя сама подводная съемочная площадка была объемом 7,5 миллиона галлонов воды, 55 футов глубиной и 200 футов в ширину. Подход к съемкам был такой же, как например, он был бы при съемках серии о Бонде в открытом океане. У нас была декомпрессия, и мы использовали всевозможное технически новое и инновационное оборудование. Подводная съемочная площадка была гигантской, и иллюзия полной. Иногда, смотря в видоискатель, я возвращался к собственным мыслям, так как то, что я видел, было полной иллюзией того, что мы снимаем в глубинах океана.
Вопр.: А как насчет подводной нефтяной платформы, подводных костюмов, и капсул? Все эти вещи существовали на самом деле? Отв.: Все это оборудование — из мира профессионального дайвинга. С самого начала, читая еще черновой вариант истории Кэмерона, я понял, что это выходит далеко за пределы обычных голливудских спецэффектов, поэтому я решил использовать в съемках профессиональное дайвинг-оборудование. Таким образом, люди, которые разработали и изготовили шлемы, это специалисты в области профессионального дайвинга, глубоководного дайвинга. Подводные лодки предоставила компания Фила Ньютона «Can-Dive», Канада, одна из самых крупных компаний выполняющих подводные работы и занимающихся обслуживанием нефтяного бизнеса. Подводные лодки были полностью функциональными субмаринами. Конструкция шлемов была изменена, но основывалась на системах, используемых на больших глубинах. Кроме того, все снаряжение было не просто голливудским снаряжением, а было полноценным оборудованием с полным жизнеобеспечением.
Вопр.: Что было самым сложным в съемках под водой в резервуаре объемом 7,5 миллионов галлонов.
Отв.: Я думаю, что сами длительные промежутки времени, на протяжении которых мы проводили съемки под водой. Опять же 9 000 цилиндров за 12 недель сами по себе говорят о том, насколько изнуряющей была работа. Угрозы для жизни и драматических ситуаций не возникало, но мы работали на грани физических возможностей 3-4 месяца по 12, 14, 16 часов в день, 6-7 дней в неделю. Это было самым тяжелым в съемках. Если бы то же самое мы снимали в течение года, нам было бы гораздо легче, но это было бы неразумным с точки зрения бюджета и накладных расходов.
Вопр.: Какой был самый опасный момент в съемках? Были ли моменты, когда опасность была близко?
Отв.: С моей точки зрения – нет. Ведущих актеров подстраховывали люди, отвечающие за безопасность, и к тому же мы постарались настолько натренировать их, чтобы возможность несчастного случая или какой-либо угрозы для жизни была просто исключена. Это было не только мерой безопасности, но и психологическим фактором. Нам хотелось, чтобы актеры думали не о выживании, а об игре. Единственным способом достижения этого была полная и постоянная подстраховка, обеспечение им комфортных условий под водой. Не смотря на то, что время от времени актерам приходилось делать длинные заплывы, и иногда мы придерживали дайверов-спасателей, чтобы закончить эпизод, и исполнители ролей могли чувствовать себя немного некомфортно, не было ни одной ситуации, и это не лукавство, когда что-то могло угрожать их жизни.
Вопр.: Создается впечатление, что съемки фильма «Бездна» были такими же захватывающими, как и сам фильм. Имеются ли у вас планы снять документальный фильм?
Отв.: Документальный фильм был снят, и вы можете его посмотреть. Да, вы правы, это была необычайная картина с технической точки зрения, и съемки «Бездны», или жизнь во время съемок была сама по себе волнующей, такой же, как и фильм на экране.
Вопр.: Что вы думаете об уже готовом фильме? Все ли у вас получилось, что было задумано?
Отв.: Я думаю, что невозможно реализовать все на сто процентов. Некоторые моменты были вырезаны или не закончены по финансовым причинам, но мне кажется, мы существенно подняли уровень подводных съемок. Я думаю, что следующей после «Бездны» картине будет очень сложно показать что-либо более масштабное и впечатляющее.
(Ренди Паркер)
www.emusements.com/randy/RRI/Interviews/Giddings.doc