Сегодня мы поговорим о таком обслуживании водолазного оборудования как опрессовка баллонов. Все баллоны должны подвергаться техническому осведетельствованию не реже одного раза в 5 лет.
Гидравлические испытания металлопластиковых баллонов должны производится пробным давлениеv, определяемым по формуле:
Рпр=(1.25*Км+А*(1-Км))*Р*S20/st,
где Км-отношение массы металлоконструкции к общей массе баллона.
- А=1.3 для неметаллических материалов с ударной вязкостью более 20Дж/кв.см.
- А=1.6 для неметаллических материалов с ударной вязкостью 20Дж/кв.см. и менее
Гидравлическое испытание баллонов, изготовленных из литья, должно проводится пробным давлением, определяемым по формуле
Рпр=1.5*Р
На верхней сферической части каждого баллона должны быть отчетливо выбиты клейма:
- -товарный знак завода-изготовителя
- -номер баллона
- -дата (месяц и год) изготовления (испытания) и год следующего осведетельствования
- -назначенное рабочее давление, Р , кгс/см^2(МПа)
- -пробное гидравлическое давление, П , кгс/см^2(МПа)
- -емкость баллона номинальная в литрах , Е
- -вес баллона в килограммах фактический, В
- -клеймо ОТК завода-изготовителя
И так, отправляемся в пункт гидравлических испытаний
Сегодняшним испытуемым будит 6 литровый баллон с рабочим давлением 300атм фирмы «Drager».
Для начала открываем полностью вентиль и выпускаем оставшийся в баллоне сжатый воздух. Далее мы зажимаем крепко баллон в тисках и приступаем к выкручиванию вентиля. Стоит отметить, что для большинства баллонов процесс выкручивания вентилей не представляет большого труда, однако если опрессовываются баллоны старого образца, а это как правило баллоны от аппаратов АВМ, то для извлечения такого вентиля приходится обжигать горловину вентиля, так как там обычно применяется глет (окись свинца).
Далее мы аккуратно вынимаем вентиль из баллона
Затем происходит выкалачивание и выбивание ржавчины из баллона. После чего в баллон засовывается трос и различные ершы для более тщательной очистки стекнок и днища баллона.
После этого проиводят осмотр .Для чего в баллон опускается электролампа. При осмотре наружной и внутренней поверхностей баллона, могут быть выявленны следующие дефекты, служащие основанием для выбраковки баллона: трещины, вмятины, раковины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, надрывы и выщерблины, износ резьбы горловины, а также отсутствие паспортных данных на баллоне.
-
Далее обрабатываем внутренную часть баллона специальным составом состоящим из:
- -оксид цинка
- -ортофосфорная кислота
- -трифосфат
- -бихромат натрия
- -вода
Выдерживаем этот состав в баллоне в течении 20-30минут, в результате получаем баллон покрытый внутри защитным слоем, состав действует примерно также как автомобильный преобразователь ржавчины, убирает следы коррозии и предотвращает дальнейшее ее распространение. После чего жидкость сливается и переходим непосредственно к гидравлическим испытаниям, для чего полностью наполним водопроводной водой испытуемый баллон. Для гидравлического испытания баллонов применяется вода с температурой не ниже 5 градусов тепла и не выше 40 градусов. Разность температур стенки баллона и окружающего воздуха во время испытаний не должна вызывать конденсацию влаги на стенках сосуда.
Далее в баллон вворачивается специальный вентиль соединенный на другом конце с дожимающим компрессором. Баллон вытирается насухо. Стоит отметить, что баллон при испытании находится вне помещения, где находится компрессор и опрессовщик.
Затем к дожимающему компрессору подсоединяется небольшой баллончик в котором находится вода с глицерином и избыточное давление порядка 100-150атм. (глицерин необходим для смазки кожаных манжет компрессора).
Открываем баллончик и в испытуемом баллоне давление сразу возрастает до 100атм, далее качая компрессор повышаем давление до нужного нам. За 10 качков можно достигнуть давления в 400атм, поэтому надо быть внимательным. Величина пробного давления должна превышать рабочее в 1.5 раза. Давление при испытании должно контролироваться двумя манометрами. Оба манометра выбираются одного типа, предела измерения, одинаковых классов точности, цены деления.
Для баллонов:
- — с рабочим давлением Р-150 кгс/см^2 , пробное давление П-225 кгс/см^2
- — с рабочим давлением Р-200 кгс/см^2 , пробное давление П-300 кгс/см^2
- — с рабочим давлением Р-232 кгс/см^2 , пробное давление П-348 кгс/см^2
- — с рабочим давлением Р-300 кгс/см^2 , пробное давление П-450 кгс/см^2
Баллоны при гидравлическом испытании должны находится под пробным давлением в течении 1 минуты, после чего давление постепенно снижается до рабочего, при котором производится осмотр баллонов. Баллон продевается через специальный шаблон, который показывает, что геометрия баллона не нарушена. Баллоны признаются выдержавшими гидравлическое испытание, если у них не будит обнаружено разрыва, видимых остаточных деформаций, падения давления по манометру, течи, слезок или потения.
Далее выкручивается вентиль, выливается вода и баллон отправляется в сушку. Сушилка представляет собой прогретое до 80-85 градусов помещение. Баллон сушится в течении суток.
Переходим к полной разборке вентиля, вынимаем прокладки, продуваем фильтр сжатым воздухом, осматриваем вентиль и внутренние элементы на годность к дальнейшей эксплуатации.
Собираем вентиль и наносим фум ленту
После того как прошло время сушки, вынимается баллон из сушильного помещения и не заворачивая вентиль , наносится маркировка о прохождении очередного гидравлического испытания и дате следующего испытания.
Далее вворачиваем вентиль в баллон и крепко зажимаем.
По окончании процедуры заполняем баллон до рабочего давления сжатым воздухом.
Гидравлическое испытание допускается заменить пневматическим при условии конторля этого испытания методом акустической эмиссии. Пневматическое испытание проводитсясжатым воздухом или инертным газом. Величина пробного давления принимается равной величине пробного давления при гидравлическом испытании. Время выдержки под пробным давлением должно быть не менее 5 минут.
Использование раствора для обработки внутренней поверхности баллонов зарекомендовало себя с наилучшей стороны. Испытанный баллон обрабатывался таким раствором уже много раз и при каждой проверке следов ржавчины или окалины на внутренней поверхности обнаружено не было.
Статья написана опираясь на нормы и правила гидростатических испытаний сосудов ВД в Республике Беларусь.
11.04.2007.
Федоренко Константин (АВМ)
Большая благодарность за помощь в подготовке материала Станкевичу М.Ф.
Обсудить на форуме